С Сайта журнала
"Красивые люди" №6 - 2008г.
Коза и капуста
Текст: Светлана Кукина Фестиваль «Веселая коза» уже далеко не тот привычный капустник, основоположник жанра. Фестиваль не отпускает из впечатления, что все происходящее чрезвычайно живо, происходит сию минуту, нарождается на глазах. Нарождается новый, необычный театральный жанр, где актеры все делают сами. Это их самостоятельность внутри профессии. Они сами придумывают идею, подбирают костюмы, грим, музыкальное оформление, сами себе режиссеры и звукорежиссеры. И когда номер взлелеян и доведен до высокого уровня – между сценой и залом возникает вольтова дуга, и восторг, и успех. На фестивале работали Александр Ширвиндт, Аркадий Инин, Маргарита Эскина, Вадим Жук, Виктор Шендерович. Их огромная заслуга в том, что они вырастили фестиваль, определили его уровень. Актеры, по их же словам, живут этим фестивалем, потому что здесь они могут раскрыть какие-то качества своего таланта, которые в силу разных причин – так складываются обстоятельства – не могут быть обнаружены или реализованы в их родных театрах. В этом смысле фестиваль не случайно родился не во властных структурах, а в СТД, где по уставу одна из главных задач – помощь в совершенствовании театрального мастерства.
Нет, это не та капуста, которая реально интересует реальную козу. И не та «капуста», что складывается в кошельки и на банковские счета. Эта – лучше. Потому что веселая, жизнеутверждающая и неиссякаемая!
Театральный бренд города «Капустник» – это российский театральный жанр, его возраст – века полтора. Постами театры не работали, и на домашних «собирушках» актеры веселили друг друга потешными профессиональными байками и экспромтами. А почему «капустник»? Так ведь Пост, стало быть, легитимной едой были пироги с капустой, оттуда и пошло название. Позже оно породило добрый десяток неологизмов в театральном сленге. Привычка же профессионально и весело отыгрывать любые события, от юбилеев до политических неприятностей, укрепилась на театре навсегда.
«Веселая коза» – всероссийский фестиваль театральных капустников, родившийся в Нижнем Новгороде. Жанр сам по себе уникален, а фестиваль – единственный в мире. Поэтому он вполне котируется как эксклюзивный театральный бренд города.
От ОВВРА до СТД Колыбель нижегородского фестиваля капустников – региональное отделение СТД (союза театральных деятелей). Важно отметить, что не только этот фестиваль придумали, реализовали и раскрутили нижегородские театральные деятели – благодаря им город стал известен как рог изобилия многочисленных фестивальных, конкурсных и проектных новаций. Просто «Веселая коза» завоевала наибольшую любовь и среди зрителей, и среди актеров.
Что касается собственно союза, его история началась в 1877 году, когда с сугубо внутренними профессиональными целями было основано «Общество взаимного вспоможения русских артистов». Основной двигатель развития театрального дела в России, общество меняло учредителей, покровителей, формы и названия – «Русское театральное общество» (1894), «Императорское русское театральное общество» (1904), «Всероссийское театральное общество» (1932), наконец, «Союз театральных деятелей» (1986). Местные отделения появились в российских городах начиная с 1938 года.
Нижегородское отделение в разное время возглавляли замечательные театральные деятели Николай Собольщиков-Самарин и Николай Левкоев – более тридцати лет. Примерно столько же времени бессменным председателем Нижегородского отделения СТД был народный артист России, почетный гражданин Нижнего Новгорода Владимир Вихров. Сейчас у руля – Галина Сорокина.
Дом для театра В 1993 году в Нижнем Новгороде открылся Дом актера. Конечно, в первую очередь, это открылся дом для театра и для людей театра, куда они могли прийти со всеми своими делами – с новыми ролями и спектаклями, с амбициями и беспомощностью, с отпусками и болезнями, с обидами на непонимание и радостями премьер. Но не только. Это было событие общегородского масштаба – старинный особняк в самом центре города с уютным зрительным залом, стильной деревянной гостиной и рестораном с живой джазовой музыкой – мгновенно стал популярным среди огромного числа горожан.
Галина Сорокина: Мы решили – наш Дом актера должен иметь неповторимый, ни на кого не похожий ни в городе, ни в России имидж. Нужно создавать программы, которые помогут деятелям театра раскрыть новые стороны их дарования.
Так забрезжила мысль о фестивале театральных капустников. Блестящая идея!
Коза versus олень Чтобы удивить город, каждый из следующих фестивалей задумывался как совершенно новое, отличное от общепринятой практики явление. Поэтому «капустную» концепцию усилили мощной группой поддержки федерального уровня. Гостями и членами жюри постоянно приглашались известные театральные деятели, драматурги, актеры – Маргарита Эскина, Аркадий Инин, Виктор Шендерович, Вадим Жук, Александр Ширвиндт, Григорий Горин, Григорий Гурвич. «Старожилы» нижегородского происхождения – Владимир Вихров, Елена Мишина, Анатолий Захаров. На второй год существования фестиваль получил собственное, игривое и милое, имя «Веселая коза». Его придумала пассионарная Марина Ливанова, актриса и телеведущая, вычитавшая у Гиляровского, что «веселой козой» называли нижегородский герб: «Красный олень с закинутыми на спину рогами и как-то весело приподнятой передней ногой». Коза и стала классикой фестивальной символики. Каждый год ее лик придумывали заново и изготавливали по специальному заказу; в честь «веселой козы» был сочинен гимн фестиваля.
Популярность козы как символа доходила до криминала. Рассказывают, однажды такую большую металлическую козу, изготовленную для мероприятия, украли прямо со сцены. Актерские сердца закипели, посредством внутреннего расследования пропажу обнаружили у монтировщиков, смекнувших, что овчинка стоит выделки. Таки пришлось козу выкупать!
Когда кипит «капустная кровь» На сцене – трое. Они рассказывают пушкинскую «Метель» от имени трех действующих лиц: барина, ямщика и везущего их коня… «В конце 812 года я находился на станции и спокойно жевал овес, как вдруг пришел «заложенный» ямщик... – именно конь знает истинную тайну интриги, поскольку ямщик «заложен» до бессознательности. – Между тем, метель не унималась. Я увидел огонь, и, несмотря на бестолковые понукания пьяного ямщика...».
«Капустный» репертуар – это маленькие сценки, песни, балетные миниатюры, кукольные репризы, литературные монтажи. Все что угодно. Все, что ожидаемо или непредсказуемо. Перевертыши, не считающиеся с авторитетами, смеющиеся над самими собой и бесконечно веселые по сути; гибриды, соединяющие несовместимое.
Вот Некрасов, Крылов и Гоголь сообща придумывают монолог, который оказывается началом чеховской «Чайки». Вот Колобок, рассмотрев себя со всех одинаковых сторон, горюет на мотив «Нотр-Дам де Пари»: «Какой же я урод! На фиг таких рожать?». Вот три чеховские сестры исполнили мечту стать москвичками: одна – подавальщица в столовой, вторая пробавляется по медицинской части, третья – проститутка на Тверской. «Работать!» – взывает она словами Чехова, собираясь «к станку»… Каждое новое прочтение узнаваемых цитат загибается в хохоте. «А это наш брат Андрей играет», – гордо объявляют сестры брата-наперсточника, пристроившегося рядом на сцене. Балет «Лебединое озеро» в стиле рэп, древнегреческая трагедия «Медея» в редакции для дошкольников, безумный сплав «Биттлз», «Пинк флойд» и Queen с музыкальными хитами Шаинского, шансоном и русскими народными песнями – все это «капустные листья». Возможность высказаться капустным языком от фестиваля к фестивалю собирает актеров из десятков городов.
Капустник – это среда, это счастье, это жизнь, говорят актеры. Он предполагает понимающего зрителя, открытого пародии, любой шутке, даже сатире. Для нижегородских любителей эксклюзива любой гала-концерт капустного фестиваля – уникальная возможность увидеть звезд. Возможность штучная, потому что капустник с его импровизационной сущностью не повторяется в принципе, и смотреть интересно, так сказать, с любой стороны.
Анатолий Фирстов, актер: Я вижу закулисную часть капустника. Однажды был номер с черным ящиком, который закрывает фокусник, а под ящиком лежит другой человек – на 110 килограммов живого веса, согнувшись в три погибели, потный и нога чешется, он достает из мешка предметы, и иногда не то, и партнер говорит ему: «Сволочь, теперь цветы». Смотришь на это – и понимаешь, что этот номер надо было показывать наоборот.
Знатоки театра рассказывают: чтобы улыбнуться, у человека должны работать 8 групп мышц, а чтобы заплакать – 32. Но – парадокс! – рассмешить человека гораздо сложнее, чем заставить плакать. Заставить человека смеяться – это колоссальная сложность. А капустник без смеха – какого угодно, хотя бы и горького – не капустник. Временами этот смех закидывает на непостижимую высоту.
Виктор Шендерович: Капустник в лучших образцах, конечно, перешагивает пределы самопародии и самоанализа и анализирует социальные клише. Лучшие номера актрисы Наташи Заякиной, например, бомжиха, читающая Шекспира, – это и капустник, и блестящий драматический номер. Так капустные номера перерастают жанр и становятся спектаклями, частью культуры.
Из «капусты» – в звезды Однажды Сергей Юрский, будучи студентом, сыграл в капустнике Чацкого – не героя, а растерянного пацана. Необычную трактовку увидел Товстоногов. И что же? Через год Юрский дебютировал в роли Чацкого на сцене БДТ.
Что происходит на фестивалях? Рождаются мини-спектакли, проекты, которые могут уйти на другие фестивали, на сборные программы, на телеэкраны. На фестивале есть бесспорные лидеры, демонстрирующие свое лидерство из года в год; есть новички и есть механизм, который настроен на их дальнейшее продвижение. Так, актеры получают возможность выступить в Москве на гала-концертах, где собирается федеральная театральная элита; становятся известны, получают работу как минимум в смежных сферах. Например, нижегородец Александр Чернявский – сегодня актер Театра сатиры. Его приметил Александр Ширвиндт, будучи членом жюри очередного фестиваля капустников. Наталья Заякина репетировала свой номер на вечере памяти Григория Горина, а в зале сидел Марк Захаров. Сейчас Наталья – в труппе «Ленкома». Лилия Шайхитдинова от фестиваля к фестивалю накопила полноценную программу, сейчас – в Москве. Звезда «капустников» Сергей Плотов из родного Челябинска тоже переместился в столицу, сейчас он и шеф-редактор, и радиоведущий, и сценарист телесериалов.
Сергей Плотов: Благодаря придуманному 15 лет назад фестивалю «Веселая коза», актеры, в которых зудело и произрастало желание творить и вытворять, получили прекрасную стартовую площадку для реализации своих творческих амбиций. Многие так и сиганули со сцены Нижегородского дома актера на столичные подмостки.
Поэтому Галину Сорокину называют крестной матерью доброй половины российских актеров. А заодно – и крестным отцом: живущие фестивалем актеры готовы, невзирая на расстояния, примчаться к ней по первому зову. «Козья ностра» – говорят актеры.
Портфолио фестивалей СТД всегда «пристегнут» к какому-либо фестивалю. Нижегородское отделение СТД – единственное в стране само по себе – автор и исполнитель российских театральных фестивалей. В его творческом портфолио российские и международные проекты и фестивали – «Веселая коза», «Поют актеры драматических театров» и участие в Международном конкурсе актерской песни им. А. Миронова, творческая лаборатория по современной европейской хореографии с приглашением голландских педагогов, совместный с посольством США проект «Бродвей втроем», посвященный мюзиклу, и множество других затей, встреч, презентаций, бенефисов, выставок и т.д. Это многоцветье выращивают деятельное и активное правление СТД и слаженная, профессионально обученная команда администраторов. Это благодаря им на фестивальных сценах впервые крупным планом появились Николай Караченцов, Юрий Васильев, Алексей Кортнев, Борис Смолкин и другие российские знаменитости.
Важно: на всех гала-концертах всех фестивалей звезды работают без гонораров, а выручку от концертов сразу перечисляют ветеранам нижегородской сцены. Это уникальный в границах СТД благотворительный жест.
Галина Сорокина: Важнее всего то, что к нам в СТД приезжают очень многие серьезные критики, педагоги, режиссеры. Они способны позиционировать нижегородский театр на театральном пространстве страны и продвигать наши театры. Когда критики формируют афишу очередного театрального фестиваля, они вспоминают увиденное, услышанное, пересказанное о таком-то спектакле – и спектакль идет по стране к новым зрителям.