Оля-НН
|
| главный информатор
|
Сообщение: 3528
Зарегистрирован: 11.01.08
|
|
Отправлено: 11.01.10 13:55. Заголовок: Давно собиралась поп..
Давно собиралась попасть на спектакль «Как пройти в Вифлеем», и замечательно совпало, что его поставили в афишу в новогодние каникулы, практически попав во время событий сюжета сказки – ночь перед Рождеством! Это редкий атмосферный спектакль, где очень важно настроение зрителей, которых в уменьшенный на треть малый зал ТЮЗа, набралось вчера около сорока человек. Именно поэтому, всё начинается не с традиционного зала, где все спешат сесть по местам, а с погружения в утраченные, для многих, праздничные семейные вечера, за круглым столом со скатерьтью и абажуром. Строгая и добрая бабушка, учила детей складывать из бумаги незамысловатые фигуры. Тихим, внимательным общением, она расположила детей к сотворчеству. Незаметно, но постепенно она подводила зрителей к сказке – задавала наводящие вопросы на тему Рождества, и всего, что с ним связано, рассказала о традициях представлений в вертепе. Взрослые смущённо стояли поодаль, а некоторые с удивлением наблюдали за притихшими чадами. Без стимулов в виде подарка, дети рассказывали стихи, кто хотел. Делились своими знаниями молитв. Детей было «много» для рамок этого спектакля, и они располагались даже за соседним столом, где им помогали актёры, задействованные в спектакле. Кстати, именно на их столе бумажные фигурки сложились в «звезду». В конце этой прелюдии всем желающим раздали бумажных ангелочков, на них каждый смог написать своё желание, чтобы оно обязательно сбылось. Во всём этом ощущалась добрая забота о зрителях, для которых они будут играть сказку, стирание границы между нами, а точнее, объединением в общую единую семью. Нас пригласили в зал. В чёрном отделённом пространстве малой сцены, стоял, по центру угла, вертеп. Напротив - места для зрителей. Волшебство и чудеса продолжались, ведь, даже в определении условной «сцены», создатели спектакля не переставали удивлять. С самого начала и всё действие потом, нас сопровождала музыка: скрипач играл нежную мелодию, включали запись классической музыки и пели рождественские песни, непосредственно актёры. Многое значило и освещение: в плотной темноте, прожекторами периодически были совещены лица игравших, а также кукол – концентрируя внимание на сценках, создавая кинематографический эффект. Интересно, что в начале и конце, актёры выходили вперёд – знакомясь, а потом, прощаясь с нами, глядя в глаза, и на память подарили по «волшебному семечку». Как символ всего растущего, спектаклем, что-то тёплое оставили в нас, чтобы проросло доброе! Сюжет сказки, по рассказу В.Брюсова, очень простой, даже незамысловатый. Маленькая девочка встречает Рождество с няней. Её родителей отчего-то нет рядом, времена за окном холодные и смутные – революционные песни слышатся на улице. А тут она, одна, решила пойти искать Вифлеем, чтобы «попросить прощения у Боженьки», и тогда её родители вернутся. Выражаясь современным определением – это роад-муви маленькой путешественницы, со страхами на пустынных улицах, с незнакомцами, которые никак не говорят девочке: как пройти в Вифлеем. Наконец, она встретит полусумасшедшего старика в парке, который откроет ей глаза: Вифлеем везде, вокруг нас! В философском понимании, везде, где есть вера и любовь! Сказка закончится по-доброму, девочка заснёт, и в этом сне достигнет заветного Вифлеема, побывает у яслей Христа. И она очнётся у себя в кровати, подумав испуганно, что это всего лишь сон. Но найденная в кармане волшебная семечка, подаренная стариком, исполнила её желание, подтвердила реальность, что всё это было, а не приснилось. Семечку унесло порвом ветра, и не ясно, вернулись ли родители домой. Возвращаясь к анализу спектакля, хочется назвать его «элегией» (задумчивая грусть, сентиментальность, темы одиночества), хотя он в прозе. Это ощущение тонкого флёра, который быстро рассеится, как только закончится спектакль. Я бы не рекомендовала вести совсем уж маленьких детей, потому что здесь важно понимание засмысла, одна из юных зрительниц, под воздействием музыки и темноты, начала плакать, просто испугавшись. К середине действия взрослая мужская часть рядом сидящих зрителей, начала зевать, несколько снизился темп, да и музыка со светом убаюкала. Очень порадовали отключённые телефоны, потому что любой звук из мира цивилизации, разрушил бы спектакль. Это «несовременный», тихий, камерный спектакль. Нужно, просто придти однажды, и перенастроиться на другое!
|